Явление четверицы-1

Евгений Пимонович
               


                Явление четверицы.


         Сайт «Русские времена» существует давно. Рано или поздно, случайно или намеренно, он притягивает, вовлекает в свою орбиту, в резонанс, порождает  мысли. Неприкаянные, как медведи-шатуны по тайге, как ёжики в тумане -- попробую записать их ход.
       Вечно текущей природы источник и корень, четверица, почитаемая Пифагором...Наверное, из этого же корня проросли и мифы Древности – бестселлеры человечества со своими сюжетами и супергероями. Эдип – один из них, персонаж с непростой  судьбой.
          Именно он отгадал загадку Сфинкса. Помните? – «Скажи мне, кто ходит утром на четырёх ногах, днём — на двух, а вечером — на трёх?». Мне показалось интересным, что в ней фигурируют двойка, тройка, четверка. Никаких полутора землекопов и рядом не стояло – только натуральные числа! Даже цифры в современном обличье тогда еще не появились. А ответ Эдипа – человек – мог бы подойти к половине загадок Сфинкса.
В человеке много чего намешано, связанного с двойкой-троицей-четверицей. Например, руки: их пара, на каждой ладони по четыре трех-фаланговых пальца. Впрочем, была ли у Сфинкса загадка про ладони рук, в истории упоминаний не осталось…
      Сфинкс своей статью оказался похож на свою мать, Химеру - дочь Тифона и Ехидны,  чудовище с головой и шеей льва, туловищем козы и хвостом в виде змеи.
       В другом, китайском, мифе о создании человечества фигурирует такой же мутант - креативная Нюйва с телом змеи и человеческой головой. Есть еще Фу си, ее брат , легендарный первый император –  также с человеческой головой и телом дракона-луна, обитающего в озёрах, реках и морях, способного взмывать в Поднебесье. Рожденье Фу си к тому же было чудесным. Его мать забеременела, ступив ногой в след исполина, духа Грома, прогуливаясь около озера по болотистой тропинке.
      На мгновение в моем сознании совместились загадка древнегреческого Сфинкса и чудесное зачатие повелителя Востока.

     Когда мы говорим вслед за Сфинксом «утром на четырёх» не конкретизируем ведь форму следов, оставленных непоседой-младенцем. Так же не вдаемся в подробности, был ли след, оставленный исполином антропоморфным, следом ли ноги или руки, хотя переводчики традиционно настаивают на следе ноги. Только мультик «Аленький цветочек» из детства напомнит, как чудище заморское, закручинившись, всматривается на берегу озера в своё отражение, опираясь ладонью о берег! Так и нам, слышавшим о тетраде Пифагора, о тех «кто нашей душе сообщил четверицу, вечно текущей природы источник и корень», хотелось бы ее и увидеть.
 
 Явление четверицы не менее интересно чем явление времени!

         Один из первых автопортретов в жизни каждого из нас – след ладони с растопыренными пальцами, обведенный карандашом на листе чистой бумаги. У кого не было бумаги и карандаша, десятки тысяч лет назад – придумывали другие способы визуализации «вечно текущей природы».
        «Пещера рук» (с испанского Cueva de las Manos, Куэва-де-лас-Манос) сохранила на своих каменных стенах отпечатки сотен рук, причем, в основном левых(см.фото).
      Она находится на юге Аргентины в долине реки Пинтура. Ученые предполагают, что эти наскальные «автографы», ладошки с растопыренными пальцами, были оставлены в незапамятные времена (предположительно от 13000 до 9000 лет назад) с помощью распыления краски вокруг приложенной к стене ладони. Вероятно, смекалистый художник держал в правой руке костяную трубочку для разбрызгивания красителя. Левая, соответственно, служила натурой. https://ru.m.wikipedia.org/wiki/

      То что нам явлено еще нужно заметить и уловить. Имеющий уши да услышит: пальцев на руке не пять, как это не странно звучит. Русский язык различает палец и персты.
    Палец, созвучный с пяльцами, на которых распяливают, натягивают ткань – один; перстов, на которые надевают напёрстки или перчатки – четыре.
         В английском языке это различие поддерживается: one thumb и four fingers!
        Больше всего отпечатков рук находится на входном камне — они как будто приветствуют вошедшего в патагонскую пещеру. Существует мнение, что изображение рук означало переход во взрослую жизнь, поэтому на стенах этого почитаемого предками индейцев места отпечатаны ладошки подростков.
       И надо же было именно Фу си, порожденному вибрацией следа исполина, увидеть на спине вынырнувшей черепахи узор, который воплотился в первые восемь триграмм. Этот же узор, поднатужившись и зная ответ, можно было бы увидеть и в патагонской Пещере , если бы рядом были оттиски и левой и правой ладошки. А учитывая, что любая пещера это театр теней, можно представить себе и любимый персонаж этого театра , Птицу Вещую, сложенную из перстов правой и левой ладони – крыльев и шеи-головы-клюва образованных большими пальцами.
       Птица выпорхнула из гнезда, человечество рассталось со своим младенчеством, утро нашей цивилизации закончилось.
      Каждый из нас, от патагонца до китайца, имеет свое представление чем небо рассветное отличается от неба полуденного. В китайской философии существует две схемы кругового размещения триграмм. Одна связана с именем Фу си, со временем «после Потопа» и называется Ба гуа Прежнего неба. «Не менее значимым чем порядок Прежнего неба, является расположение восьми триграмм в последовательности Последующего неба, или порядке Вэнь-вана («Князя Просвещённого»), основателя династии Чжоу (ок. 1143 г. до н.э.)». [Б.Сварог, «Ход ночного солнца»]. Как они выглядят можно увидеть на https://ru.m.wikipedia.org/wiki/Восемь_триграмм.

       Подробнее о явлении четверицы в Предыдущем и Последующем небе расскажу позже, во втором фрагменте эссе http://proza.ru/2020/06/30/972.